Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Всемирная торговая организация >> Проблемы вступления в ВТО >> Мировой рынок текстиля. (Текстильный вестник)

Мировой рынок текстиля. (Текстильный вестник)

МИРОВОЙ РЫНОК ТЕКСТИЛЯ

 

2003-09-12. Хлопковое волокно->Мировой рынок->Консультации

Отчет к Канкуну: разоблачение мифа о «свободной торговле»

(министерская конференция ВТО в г.Канкун)

Говорят, свободная торговля - мощнейший двигатель глобальной экономической интеграции. Свободная торговля непрерывно растет - быстрее мировой экономики в целом, - и национальные экономики постепенно становятся все более взаимозависимы. В теории свободная торговля обеспечивает общий канал, посредством которого бедные страны получают выход на процветающие рынки, а также доступ к новым технологиям и идеям. Свободная торговля - ключевой движущий механизм глобализации и следовательно - существенный фактор глобального повышательного биржевого рынка последней четверти века.

А успех международной торговли, как видно на примере Восточной Азии, нередко коррелирует с поразительным скачком уровня жизни. Интеграция в глобальные рынки способствовала экономическому росту Китая, который лишь в 1990-х вытянул из бедности более 150 миллионов человек - один из самых резких скачков человеческого благосостояния в истории. Расширение сельскохозяйственного экспорта содействовало снижению сельской бедности и росту пищевого производства во Вьетнаме и Уганде. В 1980-х Индия начала либерализацию импорта станков для огранки, компьютеров и коммуникационного оборудования. Сегодня граненые камни и программное обеспечение - едва ли не крупнейшие элементы индийского экспорта, и созданы миллионы рабочих мест.

Таким образом, либерализацию торговли можно считать ключевым фактором прибылей и экономического роста. Тем значимее грядущие переговоры ВТО в Канкуне (Мексика). Торговые дипломаты настроены оптимистично: на совещаниях Всемирная торговая организация сможет в общих чертах договориться о целях переговоров по дальнейшей либерализации торговли, однако нам кажется, что оптимизм неуместен.

Симптоматично последнее совместное предложение США и Европейского Союза касательно принципов переговоров по сельскому хозяйству: западные финансовые объединения проповедуют миф о свободной торговле, но на практике он воплощается редко. Они скорее отражают узкие протекционистские интересы, создают невероятный экономический дисбаланс, который только сдерживает рост. Экономические условия ухудшаются, и мы ожидаем, что напряженность в торговле обострится, создавая еще менее благоприятный фон для глобальных рынков капитала. Может, возвращения к тарифу Смута-Холи (Smoot-Hawley) и не произойдет, однако, судя по предложениям двух лидирующих экономических супердержав, силы протекционизма несомненно берут сейчас верх.

Участники переговоров, сообщила недавно Financial Times, явно делают успехи в переговорах о снижении пошлин на промышленные товары и о более благоприятном отношении к развивающимся странам по правилам ВТО. Но для подлинного прогресса в этой сфере развивающимся странам требуется гораздо более значительный доступ к северным рынкам. Правительства богатых стран склонны проповедовать странам развивающимся принципы открытого рынка - и внедрять их посредством условий займов МВФ и Всемирного банка. Но те же правительства весьма неохотно внедряют эти принципы дома - особенно в сферах, где бедные государства обладают конкурентным преимуществом. Структура пошлин - наказание для тех самых стран, которые должны выиграть при свободной торговле от собственных преимуществ.

Как утверждает Кевин Уоткинс (Kevin Watkins), руководитель исследований в Oxfam, торговые пошлины между индустриальными странами обычно держатся в районе 2-3%. Если же бедная страна экспортирует в богатую, пошлина возрастает впятеро. Хуже того: высочайшими пошлинами облагается трудоемкий товар - аграрная продукция, одежда и обувь.

Уоткинс показывает, как действует этот аспект «свободной торговли» между Севером и Югом на практике:

«Латиноамериканские фермеры могут с 2%-ной пошлиной экспортировать в США помидоры, и с 12%-ной - томатный соус. Бразилия платит 50%-ную пошлину за концентрированный апельсиновый сок - так защищаются фруктовые фермы во Флориде. ЕС тем временем беспошлинно допускает на рынок масличное семя, но налагает высокие пошлины на обработанные масла из Индонезии и Малайзии. Пошлины на ткани и одежду (с точки зрения рабочих мест - по сей день важнейший производственный экспорт развивающихся стран), варьируются от 15% в Европе до примерно 20% в США. Вот почему в Америке фискальные пошлины на импорт из Бангладеш, одной из беднейших стран мира, сравнимы с пошлинами на импорт из Франции, одной из богатейших стран». (Prospect Magazine, Aug. 2003).

Текстильная торговля иллюстрирует абсурдность правил ВТО. На последнем этапе переговоров промышленные страны обещали к 2005 году свернуть систему сдерживающих импорт квот соглашения о взаимных ограничений импорта текстиля (Multi-Fiber Arrangement, MFA). Более трех четвертей этих квот сейчас уже должны исчезнуть. Однако в США по-прежнему действуют более 80%, в ЕС - более 70. И США, и ЕС одобрили стратегию «либерализации» квот на товары, которые никогда и не контролировались, - то есть приняли букву ВТО, нарушив ее дух. Даже после исчезновения квот пошлины будут превышать 15%, и США с ЕС в рамках системы «гарантий» ВТО оставили за собой право ограничивать любой всплеск импорта.

А система «гарантий» базируется на принципах крайне сомнительного свойства. Она позволяет компании, если та считает, что зарубежный конкурент продает продукт ниже себестоимости (демпинг), ходатайствовать перед властями о введении специальных тарифов. На таком основании администрация Буша в прошлом году ввела 30%-ные пошлины на большую часть импортной стали. Исходя из тех же предпосылок американские производители алюминия в середине 1990-х обвинили Россию в демпинге (цены падали главным образом из-за снижения спроса, поскольку замедлился глобальный рост).

Проблема в том, что обвинение в «демпинге» предъявляется без серьезных доказательств, и зачастую - на базе мифической концепции «справедливой рыночной стоимости». Просьба алюминиевой промышленности о смягчении положения в 1994 году, после резкого падения цен на алюминий, а затем - обвинения в «демпинге» в адрес России, вылилось в предложение тогдашнего главы корпорации Alcoa Пола О»Нила (Paul O»Neill) организовать всемирный алюминиевый картель. Учитывая всевозможные атаки на ОПЕК в последние десятилетия, странно предположить, что правительство США - и будущий министр финансов, не меньше, - тайком поддерживали сходный проект для алюминия.

Разумеется, существует еще такая мерзость, как торговля аграрной продукцией. По имеющимся данным, участники увязли сейчас в дискуссиях о «методах», определяющих курс переговоров, которые завершатся вместе с остальным раундом в конце 2004 года в Дохе. Пока достигнуто лишь смутное обещание реформы аграрной политики без указания целевых снижений субсидий и тарифов, не больше. Каково это обещание последней конференции в Дохе по сельскохозяйственным субсидиям? Намеренно двусмысленно: содержит призыв к «снижению, с расчетом на свертывание, всех форм экспортных субсидий», однако по настоянию французского правительства добавлен пункт, согласно которому декларация не «предрешает» исхода раунда, что позволяет ЕС как угодно минимально приспосабливаться к аграрной либерализации.

Последний недоношенный компромисс, касающийся реформы Общей сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy, CAP) отражает неспособность Европы подняться над локальными интересами. Благодаря франко-германскому соглашению прошлой осени, до 2013 года сумма бюджета остается 48 миллиардов долларов, с поправкой на инфляцию. И это не все: и без того слабое предложение Комиссии разделить субсидии и производство серьезно подорвано. Сектор зерновых расщепляют лишь частично, а молочное производство и сахар - основные получатели экспортных субсидий - успешно избежали реформы.

Сахарное производство наилучшим образом иллюстрирует деформацию торговли вследствие европейской сельскохозяйственной политики. Снова процитируем Уоткинса:

«Европа - производитель едва ли не самого дорогого сахара в мире, поскольку земля и труд затратны, а солнца меньше, чем в тропиках. При свободном рынке Европа оказалась бы крупным импортером. В действительности же она крупнейший экспортер. 1,6 миллиарда долларов, которые ЕС выделяет сахарным баронам Восточной Англии и Парижского бассейна, создают избытки, из-за которых лишаются рынков, к примеру, Таиланд и Малави. Тем временем пошлины более 70% ограничивают импорт. В результате сахарной политики ЕС Мозамбик теряет почти столько же, сколько получает европейской гуманитарной помощью. Классический пример: гуманитарная помощь и торговая политика перетягивают канат».

В США дела обстоят не лучше. После продвижения к постепенному устранению аграрных субсидий США при республиканской администрации (формально выступающей за свободную торговлю), ввели в свою фермерскую политику - в частности, в сфере поддержания цен, - едва ли не худшие аспекты субсидизации, сравнимые с европейской Общей сельскохозяйственной политикой. Вновь связав поддержание цен и производство, Фермерский закон США 2002 года откровенно деформирует производство и вредит экономикам развивающихся стран. Хотя этот закон продвигался администрацией как помощь независимым семейным фермерам, комплекс мер президента Буша на деле поддерживает более неравноправную систему распределения субсидий, нежели та, что действует в ЕС: менее 10% фермеров получают более трех четвертей правительственных субсидий.

Уоткинс четко очерчивает экономические и социальные последствия американских аграрных субсидий: «В 2002 году 25 тысяч хлопководов Америки получили субсидий в сумме более 3 миллиардов долларов. Это эквивалентно общей стоимости всей продукции хлопкового рынка. Поскольку США - крупнейший в мире экспортер хлопка, субсидии снижают мировые цены примерно на четверть, что стоит одним лишь западноафриканским экспортерам около 200 миллионов долларов потерянной иностранной валюты. Западная Африка - регион, где показатели уровня жизни населения - чуть ли не худшие в мире, и, согласно подсчетам, 11 миллионов человек зависят от хлопка как основного источника дохода. Субсидии, расточаемые на штаты хлопкового пояса - Калифорнию, Техас и Миссисипи, - уничтожают средства к существованию крестьян в Буркина-Фасо и Мали, невзирая на тот факт, что Западная Африка - существенно более эффективный производитель хлопка, нежели США.

Африканские крестьяне не в состоянии соперничать ни с американским министерством финансов, ни со своими латиноамериканскими аналогами. Министрам торговли, направляющимся в Канкун, следовало бы на выходные съездить в южный штат Чиапас, один из беднейших районов Мексики. Большинство сельских сообществ выживают - или выживали, - выращивая маис на экологически хрупких склонах. Стремительная либерализация импорта привела к всплеску импорта из США, что уничтожило тысячи рабочих мест и открыло шлюзы волне насильственной миграции. Американские фермеры, выращивающие маис, в 2002 году получили субсидии в размере 9 миллиардов долларов».

Теперь беднейшие члены ВТО опасаются, что две торговые супердержавы заставят их открыть свои рынки, в то время как сами продолжат подрыв конкурентоспособных производителей экспортом субсидированной пшеницы, хлопка, сахара и прочего сырья. С точки зрения вопиющего протекционизма США и ЕС друг друга стоят. Но поскольку история либерализации и ограничений торговли есть история отчетливых колебаний глобального экономического роста - в удачные времена торговля обычно свободнее, поскольку богатые нации чувствуют себя богаче и благорасположены к менее развитым, а в неудачные - все наоборот, и устанавливается протекционизм, - с точки зрения борьбы с последствиями протекционизма у ЕС положение лучше, чем у США. Нынешний внешний баланс Европы пребывает в основном в равновесии - то есть регион экономит достаточно для удовлетворения местного спроса на инвестиции, в соответствии с нижеследующим финансовым балансом: Сбережения частного сектора - инвестиции частного сектора = текущий баланс минус фискальный баланс.

Протекционизм по сути - обреченная политика, особенно в США, которые так полагаются на глобальное движение капитала в поддержание нынешнего роста несмотря на мощные экономические перекосы. В прошлом мы утверждали, что США могут предпочесть либо рост, либо наведение порядка в частном балансе, однако и то, и другое одновременно невозможно без перехода к основательному бюджетному стимулированию, падения доллара и/или значительного иностранного экономического стимулирования через увеличение потоков капитала. Этот вывод противоречит простому, однако повсеместно забытому факту финансовой реальности:

Бюджетный баланс пребывает сейчас в значительном дефиците. Недавно Конгресс одобрил дополнительный бюджет в 80 миллиардов долларов на покрытие расходов на войну с Ираком и оккупацию. Если прибавить эту сумму к оборонному бюджету 2003 финансового года, получится, что дефицит федерального правительства в результате почти наверняка превышает 5% валового внутреннего продукта. Властям штатов также грозит острая бюджетная недостаточность: Калифорния - пример всего лишь крайний, но отнюдь не уникальный.

Следовательно, у США мало вариантов: во избавление от нынешнего дисбаланса остается лишь положиться на внешние потоки капитала. Рост торговли приводит к росту потока внешнего капитала. Протекционизм успешно сокращает дисбаланс в американской торговле, одновременно сокращая рост долларовых сбережений в руках иностранцев. Если допустить отсутствие перемен в предпочтениях иностранцев касательно остальных ценных бумаг, помимо американских активов (не вполне реалистичное допущение, поскольку возможны некие меры, подавляющие желание хранить доллары), остается меньше иностранных сбережений на рассредоточивание дополнительных внешних финансовых потребностей в пределе.

Таким образом, возможные последствия действий Буша в отношении сельского хозяйства, хлопка, текстиля, сахара, стали и т.д. - сокращение потока товаров и капитала в США. Поскольку его все больше финансирует иностранный капитал, вряд ли полезно кусать руку, которая кормит сейчас американскую экономику. Когда иностранные инвесторы видят, что государство опустилось до протекционизма, они обычно рассматривают это как признак слабости и, соответственно, добиваются повышения рисковых гарантий. Следовательно, действия Буша идут вразрез с текущей экономической политикой США. Противоречивость этой политики все яснее осознают зарубежные торговые партнеры Америки, и их желание снабжать это растущее дефицитное финансирование может ослабнуть, тем самым обострив долговые проблемы частного и корпоративного сектора.

Разоряющую соседей девальвацию валюты вкупе с протекционизмом считают одной из основных причин Великой Депрессии и ее тягот. Отсюда Бреттон-Вудское соглашение, пятьдесят лет назад призвавшее к созданию крупной международной организации, всемирной торговой организации, которая регулировала бы международные торговые отношения и не допустила бы непредвиденных обстоятельств в дальнейшем. ВТО со всей очевидностью воплощает эту концепцию, но собственно правил торговли не устанавливает; она лишь предоставляет форум для торговых переговоров. Как и современная «свободная торговля», ВТО обеспечивает видимость, но не реальность. ВТО со своими правилами укрепляет сильных против слабых, увековечивает те самые огрехи нынешней торговой системы, которые должна уничтожать. В частности, несчастливым символом всемирной демографической напряженности, экологической деградации и крайней бедности является африканский континент, где зарождается преступная анархия - значимая стратегическая угроза в мире после 11 сентября. Недобросовестное торговое соглашение, таким образом, не только подпортит Америке шансы получить отчаянно необходимые потоки капитала, но может также подорвать ее интересы безопасности, создав «гангстерские государства», склонные привечать террористов в массовых количествах.

Не считая очевидных выгод добросовестного торгового соглашения с точки зрения политики и безопасности, с позиций макроэкономического менеджмента явно имеет смысл ощутимо, однако неспешно изменить правила - скажем, 10, 15 или 20 лет на устранение пошлин, дабы смягчить наиболее суровые последствия неизбежной адаптации. Преимущества многочисленны:

1. При продолжительном сроке действия соглашений о либерализации торговли притупятся или исчезнут их исторические проциклические последствия. За время введения глобального пошлинного режима на конкретной территории могут пройти два или три полных экономических цикла.

2. Более длительные фазы введения в действие и устранения дают государствам больше времени на необходимую социальную и политическую адаптацию к новому режиму.

Само собой, ВТО следует вводить такой режим вкупе с реальными механизмами его осуществления, дабы подобные соглашения приобрели статус межнациональных договоров, и существовали бы экономические и денежные санкции (или исключение из ВТО) для тех, кому не удалось приспособиться к долгосрочному графику, под которым они сами и подписались. Альтернатива же рискует привести нас к очередным ужасам 1930-х. Уже сейчас на рынках наблюдается слишком много тревожных параллелей с тем периодом.

От редакции: Маршалл Ауербэк - аналитик ассоциации финансовых взаимных фондов «Prudent Global Income funds». Публикуемый доклад был впервые обнародован изданием «The Bear Case» 26 августа и приурочен к Пятой Министерской конференции стран-членов ВТО, проходящей в эти дни в Мексике. (Маршалл Ауербэк; Русский журнал).
http://www.cotton.ru/cgi-bin/vestnik/article.pl?id=19080

 

 

 

http://www.cotton.ru/cgi-bin/vestnik/article.pl?id=19206

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика