Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Деньги >> Макроэкономика простыми словами >> Марксизм с автомобильным уклоном

Марксизм с автомобильным уклоном


Основная функция денег - обеспечивать товарообмен. Менять нефть на мерседесы напрямую не очень удобно - тяжело бочки кантовать, да и запачкаешься.
Но у денег появилось и побочное свойство - ими хочется запастись впрок, накопить их побольше. Эти два процесса вступают в противоречие - накопление начинает препятствовать обращению, т.е. фактически производству, что может привести к серьезному кризису экономики.

Все это давно известно и кто только про это не говорил. Я же хочу продемонстрировать, как возникают эти противоречия на простом примере - работе автомобильного двигателя.

Рассмотрим систему охлаждения двигателя - в ней постоянно циркулирует тосол - из самого мотора через трубопроводы в радиатор, потом в водяную помпу (насос) и т.д. Есть там еще термостат и второй контур, расширительный бачок, печка и разная прочая мелочевка. Основной смысл этой системы - тосол, циркулируя должен обеспечить охлаждение двигателя и тем самым его стабильную работу. Это очень похоже на основную функцию денег - циркулировать между субъектами и обеспечить товарообмен в экономике.

Но есть небольшая разница. В экономике все субъекты стремятся работать с прибылью, т.е. получать больше денег, чем отдавать. И в этой прибыли зарыта собака.

Рассмотрим, что случится с автомобилем, если система охлаждения начнет работать "с прибылью".

Водяная помпа скажет - я тут самая главная, тружусь без остановки, а в итоге отдаю тосола ровно столько же, сколько и получаю. Так дело не пойдет, я буду себе за труды оставлять 10% от прокачанного объема.
Радиатор говорит - а без меня тоже не обойдетесь! Я буду тоже себе 10% забирать.
Трубопроводы - и мы себе по процентику забирать будем!
Термостат - а я за каждое переключение буду себе по стаканчику отливать!
Расширительный бачок - а я буду за хранение удерживать часть тосола!
...
Все радостные-довольные, потирают руки. Каждый агрегат, значит, заводит себе свой персональный бачок, чтобы собирать туда накопленную "прибыль".

Сначала стало даже чуть лучше. Каждый теперь работает не просто так, а за интерес, поэтому каждый стремится работать больше, лучше, эффективнее. Если где-то что-то подтекает, то чтобы не получился "убыток", ищут у себя течь и сразу же заделывают ее.

Но по мере того, как персональные бачки наполняются, тосола в системе все меньше и меньше. Первым делом опустел расширительный бачок - его услуги оказались невостребованными на рынке. Потом опустели верхние трубопроводы. В конце концов помпе не стало хватать тосола, мотор перегрелся и заклинил.

(В реальной экономике это "заклинивание мотора" называется экономическим кризисом.
Карл Маркс первый объяснил это явление и выдал рецепт - надо ликвидировать все персональные бачки и запретить всем узлам наживаться на прокачке тосола (коммунизм).
Именно таким коммунистическим способом и функционируют охладительные системы всех современных автомобилей - сколько получил тосола - столько же и отдай.
Фактически Карл Маркс является идейным отцом современного автомобилестроения.)

Тут уж кто как выкручивался - всякими способами пытались охлаждать мотор, чтоб не заклинило. Несколько шустрых научились с соседних машин тосол к себе сливать. Но это сильно надолго не помогало - только зальешь к себе в бачок - а оно тут же к помпе с радиатором в загашники утекает.

Двое самых шустрых не шутку сцепились между собой - пытались друг у друга, значит, слить тосол-то. Пыхтели-пыхтели - никак друг друга одолеть не могут. А моторы-то ревут у них, стрелка к красной зоне уже подходит. Тут третий, самый шустрейший пособил одному из них - одолжил своего тосола - с возвратом конечно и под процент. Короче, кое-как шустрые разобрались между собой, но оба попали в кабалу к шустрейшему.

А в одной северной стране совсем худо стало. В системе совсем почти тосола нет - все у помпы с радиатором в персональных заначках, а тут еще и шустрые норовят слить остатки тосола. А мороз-то крепчает, еще чуть и замерзнем! Вспомнили про Карла Маркса, раскулачили помпу с радиатором, слили их запасы в систему - поехали, печку включили, греются. А на помпу с радиатором поглядывают строго и маузер им время от времени показывают - попробуйте только опять за свое, сволочи! Да и шустрых тоже приходится все время наганом отгонять.

В других же, более теплых странах вопрос жизни и смерти не стоял так критично. Там и без тосола можно выкрутиться. Перегрелся мотор - постоят, подождут, когда мотор сам собой остынет. А куда им спешить? От холода не умрут.

У шустрейших помпа с радиатором захватили большую власть, завладели газетами, телевидением и через СМИ стали дурить головы разных бачкам, термостатам и прочим мелким хомутам.

Ребята - говорят они, - Кто такой вообще этот Карл Маркс? Где это видано чтобы за прокачку тосола не брать комиссию? Давайте так, мы все понимаем, что машина должна ехать. Давайте мы все вместе будет платить налоги - заработал два литра тосола - будь добр, один литр отдай на общее содержание автомобиля.

Посчитали, залили налоги обратно в систему - поехали. Два литра заработают - один обратно на общие нужды - все по-честному.
Через какое-то время опять стало закипать. Все налоги уплачены, а все равно - пусто в системе, нету свободного тосола.

Тут появился умный человек по фамилии Кейнс.
Ребята - говорит он, - чего мы мучаемся? Надо во-первых брать тосол в долг у помпы с радиатором. А во-вторых - можно и просто воды доливать.
Только надо точно все рассчитывать - сколько под какой процент, а сколько просто воды. Зальешь мало - не поедет. Зальешь много - бачок начнет на дармовщине роскошествовать. Надо заливать как раз по нижнее донышко бачка. И постоянно следить за этим делом - чуть проехал - еще подлил.

Едут-подливают. Помпа с радиатором руководят процессом, хотят - в долг тосол дают под процент, хотят - просто воду подливают. А у самих уже большущие персональные баки снизу подвешены - тонны по три, не меньше. А ведь столько же еще и должны им все остальные! А где его взять-то? Весь тосол со всех машин уже давно в их баки персональные слит. Тяжело машине, подвеска скрипит - а куда денешься? Помпа с радиатором в большой силе, пикнуть никому не дают!

Вот такая ситуация, на нынешний 2008 год. Что-то станет с этой машиной дальше?...

***

- Погодите-погодите, а куда делись те, что с маузером были?
- Слили тосол у них шустрейшие. Пока были бдительные, никого к себе не подпускали - все нормально было у них. А потом дети-внуки желторотые народились, слюну на тосол шустрейших стали пускать. Как это так, говорят, почему это весь мир идет в ногу, а мы не в ногу? Мы что, разве против общечеловеческих ценностей? Короче, решили тосол приватизировать. Кому много досталось, кому совсем ничего. Только те, кому тосол достался, решили его каждый по-своему использовать - поразливали себе по канистрам - и тикать.
Слили у них тосол. Теперь ржавеет их колымага где-то под откосом. Последние капли тосола в баночку из нее собирают.

 

http://anticomprador.livejournal.com/45751.html

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика