Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Китай >> Китай – Африка >> Китай – Африка: важные аспекты отношений

Китай – Африка: важные аспекты отношений

Дегтерев Денис Андреевич

Китай – Африка: важные аспекты отношений

(Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 5. – С. 8491)

О том, что Китай ведет крупномасштабную экономическую экспансию на мировые товарные рынки в последнее время говорят много. Тот, кто занимается африканским континентом или хоть раз бывал здесь, знает, что в последние годы КНР фактически совершил прорыв на данном направлении, во много раз нарастив свое присутствие [1].

Используя аналогичные механизмы сотрудничества (постройка крупных объектов инфраструктуры, развитие всестороннего сотрудничества по государственной линии, частый обмен делегациями на высоком уровне), КНР заняла нишу, освободившуюся после ухода из Африки СССР. Об этом свидетельствует и совпадение временных рамок – товарооборот КНР со странами Африки (по оценкам самих китайцев) с 1991 по 2000 г. возрос в 6 раз до 10 млрд. долл. США, в то время как товарооборот России со странами Африки в это период сокращался.

Попробуем выяснить в данной публикации основные причины заинтересованности Китая в черном континенте. Попытаемся оценить реальные масштабы, прежде всего, торговоэкономической, но также и внешнеполитической, культурной экспансии «Поднебесной» в Африке, их динамику и перспективы, основные механизмы стимулирования сотрудничества.

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Началом развития современных отношений между Китаем и африканскими странами можно считать апрель 1955 г., когда прошла Конференция 29 стран Азии и Африки в г.Бандунг (Индонезия). В ходе нее премьерминистр страну Чжоу Энлай впервые встретился с руководством африканских государств (Египта, Эфиопии, Ливии, Судана, Либерии и Ганы). После Конференции Китай активизировал контакты со странами континента, и 30 мая 1956 г. было подписано совместное коммюнике с Египтом об установлении дипломатических отношений. Таким образом, Египет стал первой африканской страной, с которой Китай установил дипломатические отношения [2].

С тех пор число этих стран продолжает расти. После Египта, дипломатические отношения были установлены с Алжиром (в 1958 г. – т.е. еще за 4 года до провозглашения независимости страны), с Марокко, Суданом и Гвинеей.

Дальнейшему развитию отношений Китая со странами континента препятствовала сложившаяся на тот момент сложная международная обстановка, а также начало «Культурной революции» в КНР (19661976 гг.). Китай находился в состоянии конфронтации со странами Запада (соответственно, не мог установить отношения с лояльными им африканскими режимами), но в то же время значительно ухудшились отношения и с СССР (а значит и с лояльными ему режимами).

В начале 60х произошли два важных события, способствовавшие активизации китайскоафриканских отношений. С декабря 1963 г. по февраль 1964 г. состоялось исторический визит премьер-министра Чжоу Энлая в 10 африканских стран. В ходе визита были сформированы 5 принципов развития политических отношений Китая со странами континента:

  1. Поддерживать народы всех африканских стран в их борьбе против империалистов, колониалистов и неоколониалистов для завоевания и сохранения национальной независимости.

  2. Поддерживать политику мира, нейтралитета и неприсоединения африканских стран.

  3. Поддерживать стремление африканских стран к солидарности и единству средствами, выбранными самими странами континента, а также поддерживать их усилия по урегулированию разногласий путем мирных переговоров.

  4. Требовать от других стран соблюдения суверенитета африканских государств.

  5. Бороться против агрессий и других форм иностранного вмешательства.

Вторым важным событием явилось признание КНР Францией в 1964 г., что позволило установить отношения с рядом франкоязычных стран континента. Таким образом, в 60е гг. Китай установил дипломатические отношения с еще 14 африканских стран, а общее их число достигло 19.

70е гг. характеризовались некоторым противоречием в африканской политике КНР: с одной стороны, Китай пошел на сближение со странами Запада, с другой – продолжал оставаться твердым сторонником антиколониализма. Это позволило ему заручиться поддержкой режимов, лояльных США, а с другой стороны, ввиду антиколониальной направленности, завоевать симпатии тех африканских государств, которые находились в сфере интересов СССР. Именно этим объясняется парадоксальная ситуация: в Анголе КНР совместно с США поддерживал ЮНИТА, воюя против советскокубинского блока, а в это же время в Танзании и Замбии Китай оказывал военную поддержку фронту борьбы с апартеидом [3].

Важным позитивным фактором, значительно укрепившим авторитет КНР в мире в целом и в Африке явилось принятие резолюции ООН №2758 от 25 октября 1971 г. об «восстановлении законных прав» КНР на постоянное членство в СБ ООН вместо Тайваня.Таким образом, в 70е гг. Китай установил дипломатические отношения еще с 25 африканскими государствами, а их общее количество достигло 44.

КНР удалось установить отношения с наибольшим числом африканских государств по состоянию на конец 80х гг. – с 47 из 51 независимой страны. При этом улучшились отношения с Эфиопией, Сомали, Анголой, Мозамбиком и Мадагаскаром, а сотрудничество с Танзанией, Замбией, Заиром, Габоном, Бенином, Мали, Ганой и Гвинее значительно активизировалось.

90е гг. характеризовались значительными геополитическими изменениями в мире, с учетом которых КНР резко активизировала африканское направление своей внешней политики. Визиты на высшем и высоком уровне в Африку стали намного чаще, а в ходе визита президента Китая Ян Шанкуня в Африку в июле 1992 г. было сформировано 6 новых принципов, определяющих отношения КНР со странами континента:

  1. Китай поддерживает африканские страны в их стремлении сохранить государственный суверенитет и независимость, в борьбе против внешнего вмешательства и за экономический рост.

  2. Китай уважает выбранную африканскими странами политическую систему и путь развития в соответствии с их национальными условиями.

  3. Китай поддерживает африканские страны в их стремлении активизировать африканское сотрудничество и решать конфликты путем мирных переговоров.

  4. Китай высоко оценивает усилия, предпринятые ОАЕ для поддержания стабильности на африканском континенте и достижения экономической интеграции.

  5. Китай поддерживает все усилия африканских стран, направленные на участие в качестве полноправных членов международного сообщества в международных делах и установлении нового мирового экономического и политического порядков.

  6. Китай готов развивать дружественные связи и экономическое сотрудничество с африканскими странами. Для пересмотра приоритетов экономического сотрудничества КНР со странами континента в 1995 г. проводится специальное совещание послов КНР в странах Африки.

В это период сразу же после провозглашения независимости дипломатические отношения с Китаем установили Намибия и Эритрея. Также установлены отношения с ЮАР, и возобновлены отношения с ЦАР и ГвинеейБисау. Однако были разорваны отношения с 6 странами: Буркина Фасо, Гамбией, Сенегалом, СанТоме и Принсипи, Чадом и Либерией, которые установили отношения с Тайванем. Дипломатические отношения с Малави и Свазилендом так и не были установлены. Итак, на конец 90х гг. КНР поддерживала дипломатические отношения с 45 африканскими странами из 53.

Установление отношений КНР с африканскими странами продолжается и сегодня. Так, 11 октября 2003 г. восстановлены дипломатические отношения с Либерией, таким образом, на настоящий момент лишь 7 из 53 стран не имеют дипломатических отношений с КНР [4].

 

Права человека в Африке и «тайваньский вопрос»

Причинами перипетий в отношениях Китая с африканскими странами является борьба за влияние над континентом между КНР и о.Тайвань.

Положительно отличаясь от большинство западных кредиторов, КНР не выдвигает требований о демократическом обществе, правах человека и рыночной экономике в обмен на свою помощь. Как сказал мининдел КНР Киань Кичень в ходе выступления в Университете Намибии в 1992 г.: «Только африканцы знают реалии своей страны. Лишь они имеют право и способны выбирать путь своего развития. Китай относится с абсолютным уважением к выбору их социальной системы и модели развития, которая соответствует ситуации, сложившейся в их стране». Об этом также заявлял и председатель КНР Цзянь Цземинь в ходе поездки в Африку в 1996 г. [2]. О том, что африканские страны «свободны выбирать политическую систему и пути развития», заявил и председатель КНР Ху Цзиньтао в ходе африканского турне в начале 2004 г.

Единственное требование к африканским странам, выдвигаемое КНР в обмен на свою помощь, признать принцип «одного Китая». Однако долгие годы Тайваню удавалось благодаря более эффективной «дипломатии кредитов» удерживать целый ряд африканских стран в орбите своего влияния. Со временем, благодаря развитию экономики КНР, ее помощь стала более привлекательной (речь об этом пойдет позже) и многие страны континента «отреклись» от Тайваня. Большую роль здесь сыграл и тот факт, что КНР стала постоянным членом СБ ООН. Изза многочисленных переворотов, а также изза желания «поживиться» на разногласиях между материковым государством и островом многие африканские страны многократно меняли свою позицию по «тайваньскому вопросу». Так, с 1962 г. ЦАР 5 раз меняла свое мнение по данной проблеме, каждый раз извлекая при этом свои дивиденды [4].

 

ЗАЧЕМ КИТАЮ АФРИКА?

В чем же привлекательность африканского континента для Китая? Почему изза него идет столь острая борьба с Тайванем?

Как заявил председатель КНР Ху Цзиньтао в начале 2004 г. в ходе визита в Африку, «Китай самая большая развивающаяся страна в мире, в то время как Африка – континент, на котором больше всего развивающихся стран. Китай работает совместно с африканскими странами, чтобы не упустить исторический шанс, углубить глобальное сотрудничество и способствовать взаимному развитию» [5]. Он также сказал, что «в Африке много натуральных и человеческих ресурсов, а Китай владеет технологиями и опытом, не говоря уже об огромных наших рынках». Т.е. Африка интересует КНР, прежде всего, по внешнеполитическим причинам, а также как взаимодополняемая экономика.

Сами китайцы, характеризуя отношения с Африкой, предпочитают говорить о взаимности, взаимной выгоде [6].

Внешнеполитическое взаимодействие

Уже прошло более 30 лет с момента принятия ГА ООН судьбоносного решения об «восстановлении законных прав» КНР на постоянное членство в СБ ООН, однако китайцы не устают повторять, что из 76 голосов «за» принятие резолюции 25 были африканскими (32,9%). Реже упоминается то, что из 59 «против» 19 также были африканскими (32,2%). Таким образом, общий вклад Африки являлся тогда нулевым. Сейчас ситуация во многом изменилась, причем в положительную для КНР сторону.

Одно из свидетельств тому – голосование по «китайскому вопросу» в Комиссии ООН по правам человека в 1990е гг. 7 раз подряд (!) антикитайская резолюция по правам человека, выдвигаемая западными странами, не была принята во многом благодаря поддержке африканцев. Так, в 1997 г. в ходе 53й сессии Комиссии резолюция была отклонена 27 голосами против 17, причем 14 стран (более 50%), поддержавших КНР, были африканскими [2]. Можно привести еще много примеров такого рода.

В современной международной ситуации, когда при голосовании в большинстве международных организаций применяется принцип «одна страна один голос», а африканские страны представляют почти треть членов ООН (и около половины государств Движения неприсоединения) роль континента в международной политике более чем велика. И хотя Африка не является главным приоритетом внешнеполитической стратегии КНР, как заявил премьерминистр страны Ли Пэн в 1995 г. в ходе встречи со своим эфиопским коллегой «Укрепление отношений со странами Африки – важная часть внешней политики Китая» [2].

Природные ресурсы

На фоне того, что КНР постепенно превращается в «фабрику мира», размещая на своей территории самые различные производства, потребность в природных ресурсах неумолимо растет. Так, в 2003 г. Китай с потреблением 5,46 млн. баррелей в день обогнал Японию (5,43 млн. баррелей) и стал вторым в мире потребителем нефти после США. При этом лишь половину закупает на Ближнем Востоке, остальное – в Африке, ЮгоВосточной Азии, России, Казахстане и Южной Америке. Для диверсификации географии поставок, КНР все активней присутствует в нефтяном секторе африканских стран [7].

Черное золото, таким образом, является главным природным ресурсом, интересующим КНР в Африке. Основными его поставщиками являются Ангола, Конго и Судан, но благодаря соглашениям, подписанным в ходе африканского турне Ху Цзиньтао, крупными поставщиками нефти станут также Алжир, Габон и Египет [4].

Помимо этого КНР импортирует фосфаты и кобальт (из Марокко), древесину (из Кот д'Ивуара и стран Центральной Африки), кофе и какао (Кот д'Ивуар), хлопок (Центральная и Западная Африка, Египет), марганец (Габон) [5].

Рынок сбыта товаров и приложения технологий

Китайские товары народного потребления по своим характеристикам (низкая цена, простота в использовании, неприхотливость, прочность) практически идеально подходят для африканского рынка, который, несмотря на все перипетии африканских стран растет, и конкуренция на нем невелика, а местное производство обычно вообще отсутствует. Привлекательность рынка еще больше увеличивается, если принять теорию экономиста Ж.Л.Террье, высказанную им в ходе 1го Международного форума ОЭСР по перспективам африканским стран в феврале 2000 г. По его мнению, темп роста африканских экономик (а соответственно, и потребительского спроса) будет как минимум не меньше демографического роста в этих странах [8].

С другой стороны, по сравнению с африканскими компаниями, китайские являются достаточно высокотехнологичными. Речь идет о таких базовых отраслях хозяйства, как строительство, ирригационные работы, энергетика, текстильная промышленность и др. Благодаря делокализации, китайцы находят достаточно эффективное и выгодное приложение своим технологиям. Ведь в большинстве африканских экономик отсутствуют целые отрасли перерабатывающий промышленности, и большинство инвестиций (в т.ч. технологических) дают неплохую отдачу.
А ведь российская продукция также известна за свою невысокую цену, простоту в использовании и прочность, а российские компании по сравнению с африканскими высокотехнологичны…

 

МАСШТАБЫ ПРИСУТСТВИЯ КНР НА КОНТИНЕНТЕ

Попытаемся оценить теперь реальные масштабы китайской экспансии на континенте в различных областях.

Демография

Согласно статистике, если в 1949 г. в странах Африки проживало около 27 тыс. китайцев, то в 1999 г. – уже более 130 тыс. При этом если про о. Маврикий, Мадагаскар и ЮАР можно говорить как о странах, фактически постепенно заселяемых китайцами, то в большинстве других государств континента их числа составляет, как правило, несколько сотен человек (что превышает число российских гражданок, проживающих в этих странах) [9]. Это та критическая масса мелких коммерсантов, необходимая для развития взаимной торговли, а также включающая многочисленных специалистов, работающих в рамках предоставления технической помощи. Как правило, китайцы объединены в Ассоциации соотечественников, которые находятся в тесном контакте со своими посольствами.

Взаимная торговля Таблица № 1. Торговля КНР со странами Африки в 2003 г.
Страна Товарооборот в млн. долл. США в текущих ценах Объем экспорта, в млн. долл. США Объем импорта, в млн. долл. США Рост товарооборота в 2003 г., в %
Алжир 710,18 616,45 103,53 72,1
Ангола 2243,90 137,68 2106,22 109,3
Габон 285,47 8,36 277,11 24,3
Гамбия 115,04 113,35 1,69 49,9
Гана 345,46 311,41 34,05 68,5
Египет 1061,60 906,33 155,27 14,4
Камерун 146,43 63,76 82,67 8,5
Кения 243,08 234,29 8,78 31,5
Конго 896,44 58,55 837,88 264,6
Кот д'Ивуар 250,01 230,35 19,68 8,9
Ливия 209,93 169,60 40,34 108
Мадагаскар 114,13 107,09 7,05 124,3
Марокко 833,76 673,01 160,75 45,6
Нигерия 1848,28 1780,89 67,40 62,7
Сенегал 76,52 70,10 6,41 34,3
Судан 1935,71 464,00 1471,70 19,5
Танзания 212,90 188,54 24,37 69,7
Того 277,95 256,93 21,02 103,3
Экв. Гвинея 414,05 3,97 410,08 0,3
Эфиопия 150,09 145,59 4,49 48
ЮАР 3800,84 1996,90 1803,95 47,7
АФРИКА 18154,88 9960,61 8194,27 48,4
Источник: Министерство торговли КНР
 

Объем внешней торговли Китая с африканскими странами стремительно увеличивается, достигнув в 2003 г. более 18 млрд. долл. При этом основная часть товарооборота приходится на поставки нефти из Судана, Конго, Анголы. Велик объем товарооборота и с Нигерией, импортирующей китайские товары народного потребления, с ЮАР. Наибольшая доля китайской продукции в импорте у таких африканских стран, как например Гамбия и Того1 (около 40%).

По оценке французского Посольства в Абиджане (Кот д’Ивуар) доля КНР в продукции, импортируемой странами Западной Африки, составляет около 11%, что ставит их на второе место после французов. В большинстве африканских стран китайцы также выходят на второе место после традиционных экономических партнеров по мере того, как Германия, Япония и США теряют рынок [10].

Как видно из таблицы № 1, большинство африканских стран увеличивают торговлю с КНР, причем ежегодные темпы роста не редко превышают и 100%. Китайская продукция распространяется по каналам розничной торговли, но она также широко представлена и в неформальном секторе. Однако потенциал для дальнейшего развития торговли огромен, поскольку на Африку приходится всего 2% внешней торговли Китая, а на Китай – около 5% внешней торговли Африки [3].

Важную роль в этом призвана сыграть китайская инициатива по бестарифному доступу товаров из наименее развитых стран Африки на китайский рынок, о которой было объявлено в ходе второго Форума по китайскоафриканскому сотрудничеству в декабре 2003 г. [11]. Это своего рода ответ КНР на американскую инициативу «АГОА» и европейскую «Все, кроме оружия».

По словам министра торговли КНР Лу Фуюаня, задача КНР – увеличить объем торговли со странами Африки до 30 млрд. долл. США в течение ближайших трех лет [3].

Китайские инвестиции в Африку

Однако китайские компании не довольствуются экспортом своей продукции на континент, все чаще перенося сюда часть своих производств. Африка является третьим регионом мира по привлечению китайских инвестиций после Азии и Северной Америки (впереди Европы и Латинской Америки). Среди 30 стран, куда направляется больше всего китайских инвестиций, Замбия находится на 10м месте с 18 проектами на 134,4 млн. долл. США, ЮАР – на 13м (98

1 В результате экономической блокады страны со стороны ЕС и США из-за несоблюдения прав человека, больше всего выиграла КНР, многократно нарастив здесь свое экономическое присутствие. В стране построен крупный китайский

 

проектов на 119,3 млн. долл.), Мали – на 20м (5 проектов на 58,1 млн. долл.), Египет – на 24м (27 проектов на 48,5 млн. долл.), Нигерия – на 27м (29 проектов на 44,3 млн. долл.), Танзания – на 28м (19 проектов на 41,3 млн. долл). Для трети китайских предприятий, работающих за рубежом, Африка – наиболее приоритетный регион [5]. Более 600 китайских предприятий инвестировали в Африку, а накопленный объем инвестиций составляет 1,17 млрд. долл. США по состоянию на 2003 г., при том что по ряду стран КНР стала вторым или даже первым крупнейшим иностранным инвестором. Примечателен пример Судана, который, благодаря инвестициям «Чайна Нейшинел Петролеум Корпорейшен» несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию ежегодно экспортирует нефти на более чем 1 млрд. долл. США, обеспечивая 58% бюджетных доходов [3].

В ходе второго Форума по китайскоафриканскому сотрудничеству был одобрен целый ряд инвестиционных проектов КНР на континенте, в т.ч. в Нигерии (строительство сахарного завода «Чайна Нью Эра Групп Корпорейшен» и фармацевтической лаборатории «ХолейКотек Фармацьютикал Корпорейшен), в Эфиопии (строительство сахарного и цеметного заводов), в Руанде (строительство цементного завода «Чайна Машин Билдинг Интернешинэл Корпорейшен»), Уганде (строительство хлопкового завода), Судане (поставка линии электропередач и строительство ГЭС «Чайна Машин Билдинг Интернешинэл Корпорейшен», КабоВерде (строительство цементного завода) и др. В основном инвестируют в Африку крупные государственные компании, как например «СИНОПЕК», «Петрочайна», «Чайна Нейшинел Петролеум Корпорейшен» и др. [5].

КНР создала целый ряд компаний по промышленной добыче рыбы в странах Африки. Причем, если, например в Габоне, такая компания создана еще в 1986 г., то в Бенине компания «Атлантик Фишериз» зарегистрирована лишь в 2003 г. Создан ряд предприятий по добыче натуральных ресурсов, прежде всего нефти. В настоящее время КНР создает совместные текстильные предприятия в странах Африки, что дает возможность экспортировать продукцию на обширный американский рынок в рамках программы АГОА.

КНР имеет соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений с 34 африканскими странами и соглашения об отмене двойного налогообложения с 14 странами континента.

Строительные работы

Китай крупнейший подрядчик на континенте. В последнее время практически в каждой африканской стране КНР построила и строит несколько наиболее крупных, знаковых сооружений, реализуя на практике т.н. «цементную (бетонную) дипломатию». Среди прочего стоит отметить Дворец народов в Джибути и на Коморах, Дворец съездов в Бенине, здания МИД в Джибути, Уганде и Мозамбике, Дворец культуры в Кот д'Ивуаре, Национальное собрание и Сенат в Габоне, стадионы в Бенине, Мали, Джибути, ЦАР, дороги в Экваториальной Гвинее, аэропорты в Мали и Алжире, порт в Мавритании, 3 дамбы в Марокко, отель Шератон в Алжире [5]. В Каире КНР приступила к строительству метро. Большинство объектов строится по льготным кредитам, финансовое участие африканской стороны при этом минимально.

В Африке созданы филиалы крупнейших китайских строительных компаний (входящих в 225 лучших строительных компаний мира по классификации американского журнала «ENR») – CSCEC, SGC, SICET, COVEC и др. Они участвуют в т.ч. и в объявляемых международных тендерах по строительству на средства внешних «партнеров по развитию».

Туризм

С каждым годом все больше китайских туристов посещают страны Африки. И если раньше у КНР официально было всего 3 одобренных туристических направления: Египет, ЮАР и Марокко, то в ходе 2го Форума по китайскоафриканскому сотрудничеству было одобрено еще 8 направлений: Кения, Эфиопия, Сейшельские острова, о.Маврикий, Замбия, Зимбабве, Танзания и Тунис. Придание статуса туристического направления приводит к открытию регулярного воздушного сообщения и резкому росту китайских туристов.

Это особенно важно для такой страны, как Зимбабве, которая находится в международной блокаде и рассчитывает в настоящее время на увеличение притока туристов из КНР [12].

МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

За счет чего Китаю удалось обеспечить столь резкий рост сотрудничества с африканскими странами в 90е гг.? Причин несколько: это возросшая активность китайской дипломатии на континенте, в т.ч. и экономической; это практика частых государственных визитов, существующая еще с 60х гг.; это и проведение на регулярной основе Форумов по китайскоафриканскому сотрудничеству; опора на традиционных партнеров континента, а также резко возросшая эффективность помощи странам Африки в ее различных формах.

Система представительств КНР на континенте

Как в свое время СССР, Китай имеет беспрецедентно мощную систему представительств в странах Африки. Это, прежде всего, Посольства, а также Бюро торговых и экономических советников (находящиеся в ведении Министерства торговли КНР), существующие практически во всех странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения. Примечательно, что

11 Посольство КНР в Либерии вновь открыто практически сразу после возобновления дип. отношений. В большинстве африканских стран также функционируют Культурные центры. Все указанные учреждения неплохо финансируются, и по своей мощи значительно превышают не только систему российских ЗУ в странах Африки, но и всех западных стран. Например, если у Франции на Бенин и Того (которые являются ее традиционными «вотчинами») имеется один экономический советник, то в торговом представительстве КНР в Бенине имеется 6 сотрудников во главе с советником, а в аппарате торгового представительства КНР в Того – 8 сотрудников. Такая же ситуация сложилась и в других странах Африки. При этом сотрудники торговых представительств имеют хорошее образование, в большинстве случаев – профильное экономическое, большой опыт работы. В частности, торговый и экономический советник КНР имеет зачастую помимо прочего диплом MBA (Master of Business Administration – магистр делового администрирования), что позволяет ему без труда вникать в проблемы китайских частных и государственных компаний. Торгпредства КНР собирают информацию о макроэкономической конъюнктуре стран пребывания, о положении в отдельных отраслях, за фиксированную плату осуществляют исследования конкретных рынков для своих частные компаний, поиск контрагентов и организацию переговоров. Большая часть этой практической информации общего характера для бизнесменов (валютное регулирование, экспортноимпортные пошлины, инвестиционное законодательство) размещается на сайтах торгпредств, которые централизованно ведутся техническими специалистами Министерства торговли КНР. Характерно, что все без исключения торгпредства Китая в Африке (как и Посольства) имеют свои сайты. Недостатком их является то, что информация на них размещается только на китайском языке, что отсекает возможность ознакомиться с китайскими предложениями по Интернету для местных предпринимателей.

Обмен визитами

Для укрепления китайскоафриканских связей с 60х гг. стороны регулярно обмениваются государственными визитами. Это позволяет наладить личный контакт между руководителями, что особенно важно для ряда африканских стран, руководство которых не меняется в течение десятилетий (Того, Габон, Тунис и др.).

По статистике, с начала 60х гг. более 30 китайских руководителей в ранге вицепремьера и выше осуществили более 180 визитов в 47 африканских стран. Частота поездок особенно активизировалась с начала 90х гг. Африку посетили 4 председателя КНР (Ли Сяньнянь, Ян Шанкунь, Цзянь Цземинь, Ху Цзиньтао) [2].

Со своей стороны главы африканских государств также часто бывают в Африке. Первым из них стал президент Гвинеи Секу Туре, посетивший КНР в сентябре 1960 г. С того момента, главы государств и правительств 48 африканских стран осуществили более 200 визитов в КНР, из которых 160 – визиты глав государств. И если в 70е гг. визитов на высшем уровне было 33, в 80е – 51, то в 90е – 57 [2].

Многие «дуайены» среди африканских лидеров неоднократно бывали в КНР. Среди них Р.Мугабе, М.Кереку, Г.Эйадема. Особо хотелось бы отметить президента Габона О.Бонго, который посещал КНР уже восемь раз и планирует осуществить девятый визит в 2004 г. [13]. Китай посетили несколько сот африканских министров.

Если на заре отношений, визиты на высоком и высшем уровни носили зачастую декларативный характер, свидетельствовали о поддержке КНР антиколониальной борьбы и т.д., то в последнее время визиты становятся все более конкретизированными. В ходе них китайская сторона объявляет о своих новых инициатив помощи, подписываются многомиллионные контракты. Отныне Китай имеет достаточно средств для того, чтобы торговоэкономическое сотрудничество «поспевало» за политическим взаимодействием.

Африканское турне Ху Цзиньтао

Из всех визитов последнего времени наибольшее значение имеет, безусловно, африканское турне вновь избранного председателя КНР Ху Цзиньтао с 29 января по 4 февраля 2004 г. (ранее он уже дважды посещал этот континент). Оно олицетворяет собой новый этап в истории китайскоафриканских отношений. Китайский лидер побывал в Египте, Алжире и Габоне. Выбор этих стран не случаен. Прежде всего, все они разу не разрывали дип. отношения с КНР с момента их установления в, соответственно, 1956, 1958 и 1975 гг. Они обладают крупными запасами нефти.

Египет – это не только одна из ключевых стран Африки, но и идеальная трибуна для обращения к арабским странам. В этой связи не случайна встреча Ху Цзиньтао с генеральным секретарем Лиги арабских государств Амр Мусса, предложившим создать Форум по китайскоарабскому сотрудничеству. Позиции КНР и арабских стран по иракскому вопросу и ближневосточному урегулированию близки, что в очередной раз было подчеркнуто в ходе визита. Что касается взаимной торговли, объем которой в 2003 г. превысил 1 млрд .долл. США, то обсуждались перспективы сотрудничества в области нефтедобычи, метростроительства и туризма [3].

Алжир – одна из ключевых стран в реализации программы НЕПАД. Возглавляя Организацию Африканского Единства в 19992000 гг. Алжир внес огромный вклад в организацию первого Форума по китайскоафриканскому сотрудничеству в 2000 г. Отмечая 45летия установления дипломатических отношений, стороны оценивают их как «отличные» и «исключительные» [14].

И если в 2002 г. объем двусторонней торговли достигал лишь 200 млн. долл. США, то в 2003 г., благодаря поставкам в КНР алжирской нефти, он превысил 700 млн. долл. В 2002 г. государственная компания «СИНОПЕК» подписала инвестиционный контракт на 450 млн. долл. США на разработку нефтяных месторождений в Алжире, в том же году «Чайна Нейшинел Петролеум Корпорейшен» подписала контракт на 350 млн. долл. [5]. Китай исторически является одним из основных поставщиков оружия и военной техники в Алжир [4]. В ходе визита была подписано 5 соглашений о сотрудничестве в торговоэкономической сфере, а также в области науки и образования [15].

Габон – единственная страна Тропической Африки, которую посетил Ху Цзиньтао [7].И уменьшающиеся запасы нефти сыграли здесь не главную роль. Гораздо важнее авторитет в африканском мире О.Бонго, вицедуайена среди лидеров континента (после Г.Эйадемы). Председатель КНР впервые посетил Габон, нынешний министр иностранных дел которого Ж.Пинг по отцу является китайцем. В рамках визита подписано 3 соглашения: о безвозмездной помощи на 1,2 млн. долл. США, о беспроцентном кредите на 6 млн. долл. США и о сотрудничестве «ТотальГабон» с «Синопек» [16].

Выступив с речью в габонском парламенте, Ху Цзиньтао обращался не только к габонцам, но и ко всей Африке. Он остановился но принципах, которыми руководствовался Китая, строя отношения с африканскими странами в течение 40 лет. Особо отмечая, что время меняется и Африка прогрессирует, Ху Цзиньтао сформулировал 3 предложения, касающихся углубления китайскоафриканского сотрудничества на современном этапе:

  1. Оставаться преданным идеалам традиционной дружбы, придавая новый импульс китайскоафриканским отношениям.

  2. Продолжать оказание взаимопомощи на основе взаимной выгоды для процветания отношений. Предоставлять всю возможную помощь африканским странам без какихлибо политических условий.

  3. Углублять сотрудничество для совместной защиты прав и интересов развивающихся стран [7].

Форум

Новым этапом отношений Китая с африканскими странами является проведение Форума по китайскоафриканскому сотрудничеству (министерская конференция) – нового формата сотрудничества, аналогичного саммиту ФранцияАфрика, Форуму АфрикаЕС, конференции ТИКАД. Впервые он прошел с 10 по 12 октября 2000 г. в Пекине.

В ходе конференции была принята Пекинская декларация и Программа китайскоафриканского сотрудничества по вопросам социального и экономического развития, которая предусматривала увеличение помощи КНР странам Африки, сокращение долгового бремени 31 африканской страны на 1,27 млрд. долл. США. Практически все обязательства китайской стороны, принятые в ходе Форума, были выполнены. За 20002003 гг. было подписано 245 соглашений об экономической помощи (44% китайской помощи в этот период). Создан Фонд развития человеческих ресурсов Африки, по программам которого более 7 тыс. африканцев прошли стажировки в КНР. В 11 африканских странах созданы «Центры по поощрению инвестиций, роста и торговли» [17].

В июле 2001 г. в Замбии была выработана Процедура механизма контроля за исполнением решений Форума по китайскоафриканскому сотрудничеству. Данный документ был ратифицирован африканскими странами и в апреле 2002 г. вступил в силу. Он предусматривает созыв Форума (министерской конференции) каждые три года попеременно в КНР и Африке. Таким образом, 3й Форум пройдет в 2006 г. в Пекине. Между Форумами с интервалом в 1 год планируется проведение двух встреч на высоком уровне. Для обеспечения решений Форума, китайская сторона создала в декабре 2000 г. соответствующий комитет, в состав которого вошли представители 21 министерства. Аналогичные комитеты были созданы и в ряде африканских стран.

Второй Форум прошел с 15 по 16 декабря 2003 г. в АддисАбебе. Китайскую делегацию возглавил премьерминистр Вен Жибао, с африканской стороны участвовал ряд глав государств, а также министры иностранных дел и сотрудничества 44 стран континента и председатель Комиссии АС А.У.Конаре. По итогам Форума КНР и 45 африканских стран подписали «План действий АддисАбебы», определяющие основные направления сотрудничества, конкретные задачи на период 20042006 гг. [17].

В частности, планируется активизировать сотрудничество в вопросах сохранения мира и безопасности. КНР взяла обязательство активней участвовать в миротворческих операциях в Африке, а также оказать финансовую, материальную и образовательную поддержку Совету мира и безопасности Африканского Союза. Поддерживая борьбу с терроризмом, КНР обязуется оказать помощь создаваемому в Алжире центру исследований по проблемам терроризма. Также Африка заручилась поддержкой Китая в вопросах вступления в ВТО, реализации программы НЕПАД, развития сельского хозяйства континента (будет разработан Рабочий план по сельскохозяйственному сотрудничеству на 20042006 гг.), образования, здравоохранения и культуры (предусмотрены совместные культурные мероприятия) [17].

И если в ходе первого Форума были выработаны «основы нового международного политического и экономического порядка», то второй Форум был более конкретизированный. В его рамках прошла конференция более 400 африканских и китайских предпринимателей [11].

Опыт проведения Форума по китайскоафриканскому сотрудничеству мог бы быть использован и Российской Федерацией, которая в последние несколько лет возобновила практику предоставления помощи (продовольственной, и др.) странам Африки, восстанавливается сотрудничество в области образования. В рамках Форума с высокой трибуны руководители страны могли бы объявить о новых инициативах России в области помощи странам континента. Также, Форум явился бы возможностью установления бизнесконтактов между российскими и африканскими компаниями.

Посредничество Франции и … Бразилии

В своей экспансии КНР опирается на традиционных партнеров африканских стран, прежде всего, Францию. Не случайно африканское турне Ху Цзиньтао началось после его визита во Францию [3].

Особый подход КНР реализует в отношениях с португалоязычными странами континента. В октябре 2003 г. в Пекине прошел первый Форум по торговоэкономическому сотрудничеству КНР с португалоязычными странами, в котором приняли участие политики и предприниматели из Анголы, Бразилии, КабоВерде, Гвинеи Биссау, Мозамбика, Португалии и Восточного Тимора [11]. Помимо прочего, Китай заручился поддержкой Бразилии, столь активно продвигающейся в последнее время в португалоязычные африканские страны [18, 19].

ВИДЫ И ФОРМЫ ПОМОЩИ

В начале 90х гг. КНР пересмотрела механизмы оказания помощи странам Африки, которые стали значительно шире и разнообразней. К ним относятся безвозмездная помощь, различные кредиты, техническая помощь и др.

Безвозмездная помощь и кредиты

С начала 90х гг. КНР сделала более соответствующим современным реалиям механизм оказания внешней помощи. Основные формы оказания помощи (не включ. техническую):

  1. Безвозмездная помощь. Предоставляется в виде прямой финансовой помощи, либо строительства социально значимых объектов (школ, больниц, жилых домов, скважин). Также включает гуманитарную помощь в чрезвычайных ситуациях.

  2. Льготное кредитование. Правительство КНР на основании межправительственных соглашений предоставляет беспроцентные либо практически беспроцентные кредиты, финансируя в рамках помощи разницу с рыночной процентной ставкой через государственные китайские банки.

  3. Создание совместных предприятий. Это наиболее комплексный и эффективный метод оказания помощи развитию, сочетающий в себе как безвозмездную помощь, льготное кредитование, так и инвестиционные ресурсы (в т.ч. и частных компаний). Государство создает лишь благоприятные политические и, частично, финансовые условия (предоставляя кредиты) для прямой работы компаний КНР и Африки. Поскольку речь идет о совместном предприятии, оно управляется по законам рынка, т.е. предоставленная помощь «не транжирится». Создаются рабочие места, растет ВВП страны, увеличивается объем взаимной торговли. Это безусловно наиболее привлекательный механизм оказания помощи [2].

На Африку приходится 44% внешней помощи КНР. Примечательно, что КНР выделила ЦАР сразу после свержения режима А.Ф.Патассе 2,25 млн. евро в апреле 2003 г. и еще 1,4 млн. евро в ноябре 2003 г. для выплаты заработной платы госслужащим [4].

Благодаря обширным программам помощи льготного кредитования киатйские предприятия оказываются в наиболее выгодных условиях в африканских странах.

Китайские специалисты

За последние 40 лет КНР направила в 65 стран Азии, Африки, Америки, Европы и Океании 18 тыс. врачей, из которых большую часть – в страны Африки. Они приняли более 240 млн. пациентов. В настоящее время 1100 человек в составе 42 медицинских групп работают в 40 африканских странах [20].

Китайским медикам приходится работать в крайне тяжелых условиях, известны случаи, когда они сами заболевают тропическими болезнями и погибают. В этой связи хотелось бы отметить подвиг китайского врача Шень Жиконг, члена 4й группы китайских врачей в ЦАР. Несмотря на его смерть во время работы, его сын, Шень Хун пошел по стопам отца и стал членом 9й группы китайских медиков в ЦАР [20

Одновременно с направлением своих специалистов, Китай передает африканским странам медицинское оборудование и медикаменты, а также строит медицинские центры, обслуживаемые преимущественно китайскими специалистами.

Помимо медиков, в африканские страны направляются агрономы, строители, а также техники для эксплуатации сооружений, построенных в рамках китайскоафриканского сотрудничества.

Участие в миротворческих операциях

После того, как в октябре 2003 г. Либерия разорвала отношения с Тайванем и восстановила их с КНР, Китай принял решение направить в составе Миссии ООН в Либерии 550 своих солдат. Это самое массовое участие КНР в миротворческих операциях ООН за все время их проведения [4].

В апреле 2003 г. в Демократическую Республику Конго КНР направила инженерную роту в составе 175 человек и медицинскую группу в составе 43 человек для участие в миротворческой операции ООН [5].

В дальнейшем, по мере роста заинтересованности КНР в Африканском континенте, ее участие в миротворческих операциях будет, несомненно, возрастать.

ПРЕПЯТСТВИЯ

Одним из главных препятствий развития китайскоафриканских отношений является проблема о.Тайвань. КНР автоматически разрывает отношения с теми, кто их устанавливает с Тайванем. Помимо этого существует целый ряд политических и социальноэкономических проблем в африканских странах, препятствующих активизации сотрудничества. Среди них в первую очередь стоит отметить многочисленные конфликты на континенте, в которую зачастую вовлечены сразу несколько государств. Конфликты лишь замедляют развитие и без того беднейших стран мира, не способствуют росту покупательной способности населения.

В свою очередь КНР имеет множество проблем социальноэкономического характера, связанных с низким уровнем жизни основной части населения.

Тем не менее, в целом особых препятствия на пути двустороннего сотрудничества нет.

ВЫВОДЫ

Используя схожие механизмы, Китай на рубеже 21го века стал одним из наиболее активных игроков на африканском континенте, по сути, заняв место России (бывш. СССР).

Одной из объективных причин такого спада в торговоэкономических отношениях явилось реформирование российской промышленности. В 90е годы многие, в т.ч. и крупные российские предприятия находились на грани выживания, экономика переживала кризис неплатежей, и т.д. Говорить о выходе на внешние рынки (а тем более на африканские) в таких условиях не приходилось. Те же компании, которым удавалось получить какуюлибо финансовую прибыль от своей деятельности, направляли ее на приватизацию российских предприятий, оставшихся в государственной собственности. На тот момент это были самые эффективные капиталовложения.

Однако ситуация меняется, уже сейчас многие наши компании озабочены проблемой выхода на внешние рынки. Российские автомобилестроители уже создали ряд сборочных производств в странах континента.

И в этой связи крайне важно отбирать лучшее, что удалось КНР в Африке и в какой то степени использовать этот опыт. Это касается программ помощи, проведения Форума по сотрудничеству и много другого. Всетаки количество африканцев, обучившихся в СССР (России) пока еще не меньше тех, кто получил образование в КНР. А это дает шанс с надеждой смотреть в будушее и в других областях нашего сотрудничества с континентом!

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хе Венпин Китай Африка: полвека сотрудничества при "любой погоде" и его новые ориентиры как отклик на вызовы ХХ века // Азия и Африка сегодня. 2002. N12.С.3237

2. La politique africaine de la Chine. Zhang Hongming. – Institut des Etudes sur l’Asie Occidentale et l’Afrique de l’Académie des Sciences Sociales de Chine, 2000

3. Hu Jintao l’Africain. – Moniqie Mas, Radio France Internationale, 30/01/2004

4. Chic, les Chinois reviennent! Elise Colette, Gilles Yabi. – Jeune Afrique l’Intelligent N° 2246 du 25 au 31 janvier 2004

5. Visite du Président Chinois en Afrique. «Le temps avance et l’Afrique progresse». Bénédicte Châtel. – Marchés Tropicaux N° 3040 du 13 février 2004

6. ChineAfrique. Pourquoi Hu Jintao a choisi le Gabon. JeanDominique Geslin. – Jeune Afrique l’Intelligent N° 2248 du 08 au 14 février 2004

7. L’appel de Libreville. – Moniqie Mas, Radio France Internationale, 03/02/2004

8. L’Afrique seratelle émergente? Lamia KamalChaoui. – OCDE Observateur, 25 septembre 2000

9. Les relations Sinoafricaines: Défis et perspectives futures. Nabil Mohamed Emara. – Perspectives Africains, Egypte, 4ème partie 14 édition, 2003

10. West Africa: China becomes second largest exporter. –PANA, 26 june 2003

11. ChineAfrique: Feuille de route pour une coopération SudSud. – Marchés Tropicaux N° 3034 du 2 janvier 2004

12. Hararé cherche touristes désespérément. Muriel Signouret. – Jeune Afrique l’Intelligent N° 2258 du 18 au 24 avril 2004

13. Confidences de Omar Bongo Ondimba. «Alain Juppé reste mon ami!» – Jeune Afrique l’Intelligent N° 2249 du 15 au 21 février 2004

14. Regard rétrospectif sur les relations amicales entre la Chine et l'Algérie. China.org.cn, 04 février 2004

15. Fin de la visite d'Etat du président chinois en Algérie. – Xinhuanet, 05 février 2004

16. Le Gabon et Sinopec signent un accord d'évaluation de trois blocs pétroliers. – AFP, 03 février 2004

17. Forum ChineAfrique: «des résultats réjouissants» enregistrés depuis 2000. Xinhuanet, 16 décembre 2003

18. Diplomatie. Lula l’Africain. Elise Colette. – Jeune Afrique l’Intelligent N° 2235 du 09 au 15 novembre 2003

19. BrésilAfrique. La «dette» envers l’Afrique. Marchés Tropicaux N° 3030 du 5 décembre 2003

20. L'amitié entre les médecins chinois et les Africains. – Xinhuanet, 29 décembre 2003

 

 

http://www.mgimo.ru/files/34539/34539.pdf

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика